ДЕЛА АДВОКАТОВ
- 20.01.2012 00:00
В конце января в Московской городской Думе состоялся «круглый стол» на тему «Эффективность системы государственного контроля при эксплуатации газового оборудования в жилых и нежилых помещениях в целях обеспечения безопасности граждан. Законодательные аспекты, проблемы и пути решения».
Актуальность проведения «круглого стола» обусловлена произошедшим 9 января 2012 года взрывом газовых баллонов в итальянском ресторане на Нахимовском проспекте, в результате которого пострадали 40 человек, а две женщины погибли. Это вызывает обеспокоенность у всех, кто слышал об этом, видел. Что необходимо сделать, и все ли сделано с точки зрения законодательства для того, чтобы контроль и мониторинг газобаллонного оборудования были правомочны? И чтобы граждане, которые приходят на предприятие общественного питания, а, может быть, и на другие предприятия, где используется газовое оборудование, чувствовали себя в безопасности.
Депутат Государственной Думы, член комиссии по безопасности и по противодействию коррупции Владимир Васильев выразил серьезную озабоченность тем, что в России от 250 до 300 человек ежегодно страдают из-за взрывов, возгораний бытового газа. Это большие потери. За последнее время предпринят целый ряд шагов, направленных на защиту малого и среднего бизнеса. Принят закон, который защищает права юридических лиц, индивидуальных частных предпринимателей при осуществлении госнадзора и контроля. Получилось так, что сегодня мы можем провести проверку объекта только раз в три года.
Поскольку объект, где произошло несчастье, строился, как какой-то торговый или выставочный комплекс, и только потом стал рестораном, официально газ туда проведен не был. Поэтому он не является субъектом контроля, который можно включить в план проверки. И получается, что у нас все подобные объекты с точки зрения безопасности внутридомового газового оборудования никем не обеспечиваются.
Главный государственный инспектор по пожарному надзору города Москвы Сергей Аникеев отметил, что проблема в отсутствии нормативных документов по надзору за газобаллонным оборудованием на предприятиях малого бизнеса и органа, осуществляющего такой надзор. К тому же на МЧС надзор за газовым хозяйством не распространяется, поскольку специалистов такой категории ни в училище, ни в академии МЧС России не готовят.
Начальник отдела по надзору за законностью правовых актов и исполнением административного законодательства Управления по надзору за соблюдением федерального законодательства Прокуратуры города Москвы Марина Иванова считает, что дело не только в создавшемся правовом провале, выразившемся в отсутствии соответствующего органа надзора. Это, конечно, существенно угрожает безопасности граждан и гостей столицы. Но проблема еще и в недостаточно налаженном взаимодействии и обмене информацией между существующими органами контроля. Если какой-либо представитель контролирующего органа заметил недостатки, отнесенные не к его компетенции, все равно он должен проинформировать полномочные органы о ситуации. Надо подумать органам контроля, органам власти о том, как наладить такое взаимодействие.
Генеральный директор ГУП «МОСГАЗ» Гасан Гасангаджиев предложил запретить использование газовых баллонов на предприятиях общепита, обосновав свое мнение тем, что создание службы, которая будет надзирать за газобаллонным оборудованием, обучение работников предприятий общественного питания правильной эксплуатации газовых баллонов экономически нецелесообразно.
Адвокат адвокатской конторы «Барристер» Самир Муминов обратил внимание присутствующих на человеческий фактор, который постоянно выявляется при расследовании чрезвычайных происшествий. По мнению юриста, ограничительные меры никогда не приведут к искоренению зла. Поэтому вопрос о внесении изменений в законодательство – непосредственно в Кодекс РФ об административных правонарушениях, административное законодательство Москвы назрел.
Итогом «круглого стола» стало единодушное мнение всех его участников о необходимости в кратчайшие сроки тщательно проанализировать все поступившие предложения и в последующем всем заинтересованным лицам собраться уже в рамках рабочего совещания для проработки предложений о внесении соответствующих изменений в законодательство, нормативные документы потребительского рынка. И, несмотря на то, что процедура продвижения тех или иных законодательных инициатив необычайно сложна, с решением данного вопроса недопустимо затягивать, поскольку от этого напрямую зависит безопасность не только москвичей, но и всех жителей России, посещающих предприятия общественного питания.